Словарь терминов

Фотосъемка при естественном освещении

  фотосъемка на улице при естественном освещении про изводится на цветных негативных фотопленках типа ДС. Эта фотопленка сбалансирована к дневному солнечному свету при цветовой температуре 5500 К, который применительно к цветной фотографии называется ""белым т. е. содержит одинаковое количество коротковолновых, средне волновых и длинноволновых лучей (синих, зеленых и красных).

  Как мы уже говорили выше, спектральный состав дневного света непостоянен. При прямом солнечном свете в дневные часы он не такой, как в пасмурную погоду, в тени, в утренние или вечерние часы. Невозможно изготовить цветные негативные фотопленки для различного спектрального состава света, поэтому необходимо учитывать, что при фотосъемке на пленке типа ДС в различное время дня и при изменяющемся состоянии погоды получаются раз личные результаты.

  Наиболее правильная цветоперёдача получается при солнечном освещении в ясную или малооблачную погоду при высоте солнца от 22 до 460 над горизонтом. Летом это соответствует времени от 7 до 10-11 ч и от 15 до 18-19 ч. На широте Киева зенитное освещение летом приходится на 11-13 ч. В остальные времена года (зимой, ранней весной, поздней осенью) можно снимать в течение всего дня.

  При высоте солнца менее 22° над горизонтом в спек тральном составе света преобладают длинноволновые лучи, и при фотосъемке в это время дня изображение на фотоотпечатке получается с желтовато-красным оттенком. Для портретной фотосъемки такое ос непригодно. Но преобладание длинноволновых лучей может быть использовано для получения определенного фотографического эффекта при фотосъемке пейзажа.

  Выразительными являются пейзажные фотоснимки, полученные при восходе или закате солнца с контровым освещением, особенно с солнцем в кадре, а также пейзажи с туманом в лесу или на воде. Когда солнце поднимается над горизонтом выше 46°, оно приближается к зениту, в его спектральном составе начинают преобладать коротковолновые новые лучи и при фотосъемке в этот период на отпечатке получается синеватый оттенок. Кроме того, вследствие коротких теней изображение получается монотонным, поэтому фотографировать в этот пёриод на цветных фотоматериалах не рекомендуется.

  Объекты, находящиеся в тени, особенно в безоблачную погоду, освещаются рассеянным светом неба с большим преобладанием синих лучей. При фотосъемке таких объектов на отпечатке они получаются синими. Из-за цветов адаптации глаз человека не замечает изменения цвета знакомых предметов при изменении спектрального состав освещающего их света. Так, например, лист белой бумаги мы видим белым и при освещении прямым солнечным светом, и при рассматривании его в тени, и при свете ламп накаливания. На самом же деле он имеет в тени синеватый оттенок, а при свете ламп накаливания желтоватый. Цветная же фотопленка является объективным регистра- тором цвета, поэтому на ней можно получить неправдоподобные результаты (синий снег, синяя лошадь и т. д.).

  При сплошной облачности в спектральном составе дневного света также преобладают коротковолновые лучи и на фотоотпечатке получаются цветовые искажения.

  фотоснимки, полученные в ненастную погоду, могут быть очень выразительными благодаря воспроизведению состояния погоды (туман, дождь, гроза, снегопад). Выразительность снимка, полученного в такую погоду, могут подчеркнуть блеск, блики и рефлексы, создаваемые мокрыми объектами съемки.

  При фотосъемке на цветные фотопленки в ряде случаев цветопередачу можно улучшить при использовании конверсионных светофильтров. Это цветные светофильтры, разработанные фирмой ""Орвоколор"" (ГДР), для фотосъемки на цветных фотопленках. Конверсионные светофильтры выпускаются двух групп. К первой относятся сине (группа В) поглощающие длинноволновые лучи, следовательно, увеличивающие долю синих лучей в свете; ко второй - желто-красные (группа ), поглощающие коротко волновые лучи и повышающие долю длинноволновых лучей.

  Конверсионные светофильтры выпускаются двух цветов, так как и у естественных, и у искусственных источников. света изменяется соотношение интенсивностей синей и красной зон спектра. Они имеют двойное обозначение, указывающее цвет светофильтра и число декамайред, характеризующее цветовую температуру. Майред это величина, обратная цветовой температуре, увеличенная в миллион раз (1 декамайред равен 10 майредам). Светло-голубые светофильтры К-1О (В 1,5) кратностью 1,2 и К 11 (В З) кратностью 1,5 применяют при фотосъемке на пленке при восходе и заходе солнца, а так же на пленках - при Обычных лампах накаливания. Синие светофильтры К-12 (В б) кратностьЮ 2 и К-1З(В 12), кратностью б применяют при фотосъемке на пленке при низком положении солнца и при фотосъемке с галогенными лампами накаливания. Светло-желтые светофильтры К (1? 1,5) кратностью 1,2 применяют при фотосъемке в тени Щ)И рассеянном свете и в полуденные часы летом на фотопленке. Коричнево-красные светофильтры К-16 {/ З) кратностью 1,5, К-17 (1? 6) кратностью 2 и К-18 (1? 12) кратностью 3 применяют при фотосъемке на фотопленке в тени при безоблачном синем небе. Компенсационные светофильтры, которые применяются при фотосъемке на черно-белых фотопленках, при фотосъемке на цветных фотоматериалах применять не рекомендуется. При отсутствии конверсионных светофильтров компенсационные можно применять лишь в исключительных случаях. Так, при фотосъемке на фотопленке в ранние утренние и предзакатные вечерние часы, когда в спектральном составе преобладают красные лучи, можно использовать светло-голубой светофильтр Г а при фотосъемке в тени при безоблачном небе - светло-желтый Ж- 1 ,4х В высокогорных районах и на море в спектральном составе света много ультрафиолетовых лучей. При сильном воздействии этих лучей на фотопленку при фотосъемке уменьшаются резкость и контраст, на изображении появляется синеватой оттенок вследствие повышенного их действия на сине чувствительной слой. Для защиты светочувствительных слоев цветной негативной фотопленки от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей необходимо применять ультрафиолетовые светофильтры Уф. При цветной фотосъемке применяются и поляризационные светофильтры. Они ослабляют или полностью гасят рефлексы, блики, отражения на гладких полированных, стеклянных и водных поверхностях, улучшают передачу неба и выделяют облака на нем, усиливают насыщенность синего неба и цветов наземных предметов, устраняют синеву на зелени и ослабляют воздушную дымку.

  При фотосъемке на цветных фотопленках можно при менять и оттененные светофильтры, у которых одна половина окрашена в какой-либо цвет, а другая прозрачная. Голубой оттененный светофильтр усиливает на изображении цветность белесого неба. Он устанавливается так, чтобы окрашенная часть была обращена к небу, а прозрачная - к наземным предметам.

  фотосъемка при естественном освещении для передачи глубины пространства на двухмерном фотоснимке требует правильного использования так называемых ""наступающих и ""отступающих цветов. Цвета в природе делят на теплые, которые связаны с представлением о солнце, огне - (желтые, оранжевые, красные) и холодные, связанные с представлением о льде, воде (сине-фиолетовые, синие, голубые, зёленые). Благодаря физиологическим особенностям цветного зрения теплые цвета кажутся расположенными ближе, а холодные дальше.

  Чтобы усилить передачу глубины пространства на цветном изображении, нужно на переднем плане помещать предметы желтого, оранжевого и красного цветов, а на дальнем - голубого, синего.

  Передаче глубины пространства способствует и голу бая воздушная дымка, благодаря которой предметы, рас положенные на дальних планах, становятся менее кон страстными и в голубом тоне. При фотосъемке на цветных фотопленках в сумерках и ночью получается очень выразительный ночной эффект. фотографировать в это время можно на фотопленках типа ЦНЛ и ЦНД. При фотосъемке на фотопленке ЦНЛ огни ламп накаливания получаются белыми, а естественный рассеянный свет - интенсивно голубым. При фотосъемке на фотопленке ЦНД огни ламп накаливания передаются желтым светом, а общий тон изображения - нейтральным.

  При фотосъемке портрета в условиях естественного освещения главное внимание необходимо обращать на правильную передачу цвета лица, для чего учитываются все описанные выше особенности фотосъемки при естественном освещении.

  Для фотосъемки при естественном освещении почти на всех фотоснимках характерно присутствие неба. Цвет его не является постоянным. В очень хорошую безоблачную погоду цвет неба голубой, над водоемами (морем, большими озер и лесными массивами он имеет белесоватый, менее насыщенный голубой оттенок вследствие наличия в атмосфере большого количества водяных паров. В горах из-за более тонкого слоя атмосферы цвет неба темнее и чище. При наличии больших равнинных поверхностей в сухую погоду небо у горизонта приобретает пепельно-серый, а иногда и желтоватый оттенок. Все эти цветовые оттенки неба могут быть использованы при фотосъемке для получения выразительных Цветовых эффектов.

  При фотосъемке водных поверхностей также необходимо учитывать непостоянство цвета воды. Чистая вода неизбирательно отражает лучи света, т. е. излучения раз личных длин волн отражает одинаково. Синий оттенок больших водных поверхностей объясняется тем, что вода отражает значительную часть лучей голубого неба.

  В естественных условиях, как правило, вода не бывает чистой, так как приобретает оттенок биологических образований, растворенных солей, песчаного дна или дна, поросшего водорослями, цвет и яркости отраженных предметов. Задача фотографа при фотосъемке водных поверхностей - выявить, подчеркнуть особенности цвета воды как выразительного элемента снимка.

  На цветных фотоснимках хорошо воспроизводятся зимние пейзажи со снежным покровом. Снег, как и вода, отражает одинаково все видимые лучи спектра, поэтому цвет его определяется цветом освещающего света. Снежный покров может иметь белый, светло-розовый и сине голубой цвет в зависимости от характера освещения. На участках, освещенных прямым солнечным светом, снег приобретает Светло-розовый оттенок, а в тени - от голубого до темно-синего в зависимости от глубины теней. Присущие снегу оттенки придают ему особенную выразительность на цветных фотоснимках.

  При фотосъемке на цветных фотопленках экспозицию необходимо определять более точно, чем при фотосъемке на черно-белых фотопленках, так как цветные негативные фотопленки имеют малую фотографическую широту. Отклонения от правильной экспозиции на черно-белых фото пленках приводят ТОЛЬКО К изменению плотностей негативного изображения, а на цветных - к искажению цветопередачи. При увеличении экспозиции относительное действие света на малочувствительные слои будет меньше, чем на самый высокочувствительный слой. Следовательно, в высокочувствительном слое образуется больше красителя, а негатив будет иметь оттенок, соответствующий цвету красителя данного слоя, а позитив - наоборот. Уменьшение экспозиции в большей мере скажется в низко чувствительном слое.

  Экспозицию при фотосъемке на цветные фотопленки необходимо определять с помощью фотоэлектрического экспонометра как по освещенности (шахта экспонометра направляется на основной источник света), так и по интегральной яркости, когда шахта экспонометра направляется от фотоаппарата на снимаемый объект, так и по яркости сюжетно важной детали. При необходимости вводятся экспозиционные поправки: если в кадре большую площадь занимают светлые участки (снег, песок), диафрагму уменьшают на 1/2 деления, а если темные (лес) -увеличивают на 1/21 деления.

Случайные фото

Такие вот полы в Меджебеже!МонстрЦеркваКомандаПід кригоюСияние Плеяд 19 апреля 07 года.ПрогулкаОсеннее настроение