Словарь терминов

Особенности фотосъемки на цветные фотопленки

  Но фотосъемка на цветные фотопленки имеет и свои особенности, без учета которых нельзя получить фотографического изображения хорошего качества. Цвет значительно расширяет творческие возможности фотографии. При композиционном построении снимка любой цвет нужно оценивать совместно с окружающими его цветами предметов, которые могут выгодно оттенять цвета главного объекта или, наоборот, скрадывать их.

  Выразительность цветного фотоснимка, правильная цветопередача зависят от многих факторов, которые являются общими при фотосъемке как с искусственными, так и естественными источниками света. Одним из главных условий получения фотоотпечатка с правильной цветопереда чей является правильный выбор негативной фотопленки. Универсальных фотопленок, пригодных для фотосъемки как при искусственных, так и естёственных источниках света, выпускается мало.

  Для фотосъемки при естественном освещении необходимо использовать фотопленку типа ДС или ЦНД. Если на этой фотопленке фотографировать при лампах накаливания, то свет их для нее будет цветным. Вследствие преобладания в свете ламп накаливания длинноволновых излучений (желто-красных) в слоях фотопленки после химико-фотографической обработки образуется больше пурпурного и особенно голубого красителя. На негативе будет преобладать синевато-голубой оттенок, а в позитиве - желто-красный.

  При фотосъемке при лампах накаливания и фотолампах необходимо применять фотопленку типа ЛН (ЦНЛ). Если на этой фотопленке фотографировать при естествен ном освещении, то вследствие того что ее верхний слой имеет повышенную светочувствительность к сине-фиолетовым лучам, на негативе будет преобладать желтый оттенок, а в позитиве - синий. Убрать их при цветной фото.. печати нельзя, следовательно, цветопередача в позитиве будет неправильной.

  Очень осторожно нужно относиться к применению при фотосъемке смешанного освещения, т. е. освещать снимаемый объект различным по спектральному составу светом. При смешанном освещении в зависимости от типа применяемой цветной негативной фотопленки дневной или искусственный свет будет цветным. Поэтому в ряде случаев, например, при фотосъемке портрета, смешанное освещение не применяется, но часто используется как изобразительный прием, позволяющий получать определенные цветовые эффекты. Например, при фотосъемке при естественном освещении с помощью ламп накаливания можно создать желтое пятно на фоне или, подсветив предметы желтого и красного цвета, добиться более выразительной передачи их цвета, можно получить тепло-оранжевый свет от костра, свечи и т. д.

  При фотосъемке на цветных фотопленках необходимо учитывать влияние отраженного света. Глазу человека свойственна цветовая адаптация, которая состоит в том, что не всегда можно обратить внимание на цветную подсветку. Синие тени на снегу воспринимаются нами как естественное явление, как подсветка от синего неба. Если же на цветном фотоснимке снег получается синим вследствие фотосъемки в тени, создается впечатление, что цветопередача снега в изображении искажена. При фото съемке объекта, расположенного вблизи окрашенных поверхностей, свет, отраженный от них, создает в объекте дополнительное цветное освещение, которое очень заметно при фотосъемке белых, серых и светлоокрашенных объектов, особенно в их теневых участках.

  Так, при фотосъемке портрета вблизи любой окрашен ной поверхности часть лица, обращенная к этой поверхности, на фотоотпечатке будет иметь оттенок, соответствующий цвету поверхности. Эти дополнительные оттенки производят неблагоприятное впечатление. Например, про изводится фотосъемка портрета вблизи дерева. Свет, отраженный от зеленых листьев, создает на лице фотографируемого зеленые пятна. Если фотографируемого невозможно расположить так, чтобы отраженный свет не попа дал на него, то необходимо цветной объект (в данном случае дерево) вводить в кадр, тогда цветная подсветка зрительно оправдывается.

  В качестве отражателя для подсветки теней при фото съемке на цветных фотопленках нельзя использовать окра щенные поверхности. Но иногда умелое использование цветовых рефлексов приводит к усилению выразительности снимка, создавая дополнительные цветовые оттенки, помогая выявлению формы и структуры предметов. При фотосъемке в помещении необходимо, чтобы свет, отраженный от стен и потолка, не давал нежелательных рефлексов. При фотосъемке в помещении в качестве источников света применяются обычные лампы накаливания, фотолампы и импульсные газоразрядные лампы-вспышки. Обычные лампы накаливания нужно применять мощностью 500- 1000 Вт, так как у них цветовая температура около 3000 К, т. е. близкая к той, к которой сбалансирована фотопленка типа ЛН( Proфoto). У менее мощных осветительных ламп накаливания цветовая температура гораздо ниже. Щи фотосъемке с обычными лампами накаливания хорощо использовать конверсионные светло-голубые светофильтры.

  Лучшие результаты при фотосъемке на пленку типа ЛН получаются с фотолампами (лампы-перекалки), у которых световая температура 3200 К. Режим питания их должен быть стабилизирован, так как при колебаниях напряжения в сети цветовая температура их, а следовательно, и спек тральный состав света изменяются.

  фотосъемка импульсными газоразрядными лампами- вспышками в помещении производится в фотопленке типа Proфoto, так как цветовая температура их излучения близка к дневному солнечному свету. Чтобы лампы-вспышки не давали резких и контрастных теней, необходимо применять рассеиватели или использовать свет, отраженный от светлых неокрашенных поверхностей.

  Смешанное освещение нельзя использовать при фото съемке портрета для освещения лица фотографируемого. Оно должно освещаться белым для данного типа фото пленки светом. Если осветить лицо смешанным светом, то часть его, освещенная дневным светом, будет иметь на отпечатке синий оттенок, а освещенная светом ламп накаливания - желтый.

Случайные фото

ОрхидеяВеснаБашняВодонапорна баштаИдилияНа территории крепости МеджебежНевестаОдуванчик